понедельник, 31 октября 2011 г.

Гулять? Гулять!:) Дом Сказка. Дом З.Перцевой в Соймоновском переулке


Начинаем новую серию прогулок. Теперь будем рассматривать район Пречистенки (метро Кропоткинская). Замечательный район.
Сегодня идем смотреть доходный дом Перцовой.
У этого дома есть имя - "Дом-Сказка". С детства его обожаю. Он действительно сказочный. Называют его по-разному, то "Дом Перцова", то "Дом Перцевой". И то и то название правильные. Строил дом Перцов (Перцев), формально дом принадлежал его жене Зинаиде Перцовой (Перцевой). Поэтому такие разночтения:))) То есть это "Дом Перцовых":) Еще его называют "Дом-Сказка в Соймоновском проезде". К огромному сожалению сегодня это "закрытый дом", в нем располагаются службы УПДК (Управление делами дипломатического корпуса) и никаких экскурсий туда не проводится. И фотографий современных интерьеров в сети нет. Хотя историй, связанных с этим домом в сети можно найти очень много.
Во-первых, интересна история постройки дома. Здесь я не буду мудрствовать, а просто процитирую статью, написанную внуком владельца данного дома. Нашла я ее в в интернет-журнале "Русское искусство". Все остальные источники просто перепечатывают это интервью в разных вариациях:)
Так вот, Дмитрий Перцов (внук строителя и владельца дома, инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова) цитирует рукопись своего деда:
В ноябре 1902 г. я посетил как-то Ивана Евменьевича Цветкова, только что построившего себе или, вернее, для своей коллекции картин на набережной р. Москвы, близ храма Христа Спасителя, двухэтажный особняк в русском стиле по рисунку В.М. Васнецова. Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле. Я согласился, и тогда И.Е. объяснил мне, что все участки по набережной от его дома до площади под храмом Спасителя принадлежали Н.В. Ушакову и что у него еще остался во владении последний участок, выходящий на эту площадь, на который зарится А.А. Левенсон, владелец известной в Москве типографии, купивший соседний, предпоследний участок. И.Е. высказал уверенность, что ежели я не постою за ценой, то Ушаков продаст мне участок, так как Левенсон выжимает у него цену. Я тут же отправился на место: Владелец был удивлен сделанному мною предложению, но, посоветовавшись с женой, объявил цену в 70 тысяч рублей. Я согласился, и на следующий же день сделка была оформлена у нотариуса под видом купчей на имя Зины.

Вот дом Цветкова, который произвел такое большое впечатление на Перцова. Его называют Дом-Ларец (он построен по проекту архитектора В.М.Васнецова).

В этом доме располагалась картинная галерея Цветкова (конкурент братьев Третьяковых), а сегодня там французское военное представительство.



Фотография 1910-х гг.



Интерьеры картиннной галереи Цветкова (просуществовала до 1917 г, потом была "слита" с Третьяковской галереей).


А дом Перцова располагается в 2 минутах от дома Цветкова. Буквально за углом:)
Вот, что писал о создании своего дома сам Перцов в неопубликованных мемуарах:
"Памятуя обещание, данное мною И.Е. Цветкову, — построить дом в русском стиле и считаясь с тем, что место постройки на берегу реки Москвы, рядом с храмом Спасителя и с открытым видом на Кремль обязывает строго отнестись к заданию, я решил объявить закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле» и обратился к художникам А.М. Васнецову и С.В. Малютину, архитектору А.И. Дидерихсу и архитектору-художнику Л.М. Браиловскому с предложением участвовать в конкурсе. Условием составления проекта я поставил, чтобы он отвечал «духу и преданиям Москвы и требованиям современности», при этом для нормировки проектирования я выработал с городским архитектором Н.К. Жуковым, применительно к участку земли, план дома и предложил конкурентам придерживаться его. Первую премию я установил в 800 рублей. И вторую — в 500 рублей, но оставил за собой право личного выбора для постройки любого из премированных проектов. В жюри конкурса я пригласил В.М. Васнецова, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, Ф.О. Шехтеля, И.А. Иванова-Шиц, С.У. Соловьева и С.В. Ноаковского, предложенного мне дополнительно Л.М. Браиловским. Первая премия была присуждена А.М. Васнецову и вторая — С.В. Малютину. Л.М. Браиловский был обижен результатом конкурса: за него был подан всего один голос — С.В. Ноаковского. Проект А.М. Васнецова, будучи шаблонным, меня не удовлетворил, и я решил остановиться на С.В. Малютине, поручив ему переработать конкурсный проект. "




"На конкурс Малютин представил проект в стиле русского ампира, который, будучи интересным по замыслу, не вполне отвечал первому условию задания. У С.В. сохранился крайне интересный красочный эскиз его первого проекта, который, как не отвечающий заданному плану, он не выставил на конкурс, и вот, увидав его у него, я решил, что лучшего нечего и желать. С.В. взял в нем за основу существующую постройку - трехэтажный ящик с небольшими оконными отверстиями, нанес на него четвертый этаж с большими окнами комнат-студий для художников и с интересным балконом под золотым куполом под названием «Беседа Царицы» и пристроил к нему по набережной четырехэтажный особняк и по переулку - особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью."


"Все здание завершалось высокими отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. Эскиз получился в высшей степени интересным, красочным и крайне оригинальным - в сказочно-былинном стиле. Я пленился им и договорился с С.В., что он переработает проект, приспособив его к заданному плану. Острый угол к переулку представлял из себя немалое затруднение для его разработки, но С.В. талантливо разрешил вопрос, допустив некоторое уклонение от нормальной архитектурной проектировки, и угол этот получился особенно интересным.
"


Всё, больше цитировать не буду:), но и не процитировать не могла. Уж больно красив и сочен старый русский язык, да и мысли владельца дома при выборе варианта проекта замечательные. Остальное из истории дома вы можете сами прочитать в той статье. Скажу только вскользь, что в подвале этого дома некоторое время располагалось модное кабаре "Летучая мышь", а после революции в одной из квартир проживал Троцкий:) Остальное (если интересно) смотрите по ссылке :)))

Теперь будем смотреть мои фотографии и любоваться самим домом.








Вот такие строгие змеи с сильными хвостами охраняют покой дома и поддерживают балкон.

Кстати, видите, у дома 2 адреса Соймоновский проезд, дом 1 и Курсовой переулок, дом 1. Дом стоит "на стрелке".

Это тот самый острый угол, о котором писал Перцов.Угол с "готической" башенкой.



Дом полон разных фантастических существ. На крыше сидят драконы и птицы.

Видите на фронтоне узкие морды драконов? Вот один на нас смотрит хитрым глазом.

А вот вторая морда дракона, рядом с "солнечным" балконом.



Вот волшебные птицы над входной дверью.

Вот еще одна волшебная птица - Сирин.

Вот фантастические керамические рыбы с мощными хвостами. И волшебный зайчик:)
А вот какая рыба!


Здесь на балконе рядом с кондиционерами притаилась тоже рыба:), хоть она и похожа на сидящую сову.

Смотрите какие красивые парадные двери.




А вот на самом верху балкон с золотым куполом, который Малютин назвал "Беседка Царицы". К сожалению, из-за разросшихся деревьев его сложно фотографировать.
Зато снизу его удобно снимать:) Какая красивая геометрия!



А какая замечательная майолика на этом доме. Ее выполнила по эскизам Малютина художественная артель "Мурава",та самая, которая изготавливала барельефы на доме церкви Троицы на Грязех (о которой я писала раньше).




Ну а теперь еще несколько фотографий:))) Если еще не утомила)).
Раскопала хорошие фотографии интерьеров дома, сделанные в 1907 г.

Петр Николаевич Перцов прожил в своем доме пятнадцать лет. Часть квартир дома сдавалась в наем (ведь это был доходный дом), а его квартира занимала три этажа с отдельным выходом. Вот, что он писал в мемуарах:
"Отделка нашей квартиры захватила часть лета 1907 г. Салон с панелями и хорами из красного дерева, спальную с нишей и восточную курительную комнату отделывал мебельщик Коршанов, а столовую русского стиля, как и вестибюль, и лестницу, — кустари, выписанные С.В. из Нижегородской губернии. С.В. лично руководил резьбой стен, арок, наличников, столовой мебели и всеми работами по отделке комнат. Стены столовой резались из дуба, а арки, наличники и карнизы — из березы. Посудный лифт для спуска кушаний из кухни в буфет при столовой обделан в виде изразцовой майоликовой печи. Столовая вышла строго стильной. Половина салона от входа с площадки лестницы отведена под кабинет. Красивы вышли хоры с библиотечными на них шкафами и широким под ними камином. В большом окне ниши вставлено цветное, исполненное Строгановским училищем по рисунку Врубеля стекло с изображением «Въезда победителя». Картина Малявина «Мужик» была вделана в стену над письменным столом. Под широким, во всю стену, трапецеидальным окном с зарисованными цветами и арабесками стеклами стояла дубовая, с резьбой, скамья. Березовая резная арка, с резным окошечком, отделяла от столовой «Думку», на стене которой против арки висело большое синее полотно Рериха — «Заморские гости»: В общем, вся отделка первого и второго этажей с соединяющей их лестницей была интересно задумана и любовно выполнена под непосредственным руководством С.В. Малютина, проявившего не только массу вкуса, но и много практичности. " Давайте зайдем у нему в гости:) Через сто лет...

Вот лестница, ведущая наверх. Искала в сети хоть какие-то фотографии того, что сейчас осталось внутри. Ни одной публикации:( Только один жж-шник написал в комментариях, что регулярно там бывает по работе и, по его словам, от всех этих интерьеров осталась только лестница. Но уже без витражей.

Это передняя.


А вот это фотографии столовой, оформленной в старорусском стиле.




На диване сидит хозяйка дома Зинаида Перцева.
Я люблю всматриваться в интерьеры. Когда форматировала фотографии, обратила внимание, что над диваном висит такая знакомая картина. Мучалась недолго:) Открыла дома фотоальбом "Третьяковская галерея" и просмотрела картины начала 20 в. Ну конечно же! Н.Рерих "Заморские гости".


Уже потом, когда наткнулась в сети на мемуары Д.Перцева, то прочитала там, что действительно эта картина висела у них в доме. У Рериха было несколько повторов этого сюжета, одна из картин (1901 г) сейчас в Третьяковке, другая картина (1906 г) в Русском музее в Питере. Куда ушла эта картина не знаю.

Рассматривать интерьеры безумно интересно.
На фотографии видно окно столовой. Значит она была на втором этаже. Вот тут, где дивный балкончик с солнышком и цветочками.
Другого такого окна в доме нет. Там все окна индивидуальны. Ошибки быть не может.

Дом великолепно расположен. Напротив него (в шаговой доступности) Храм Христа Спасителя.
Вот так смотрится со стороны дома Храм.



А вот так смотрится сам дом из парка, окружающего Храм.


А это вид на дом с высоты часовники возле Храма. Обратите внимание, металлическая, выгнутая ларцом крыша - это крыша того самого "Дома-Ларца" Цветкова, о котором я писала в самом начале поста. Эти дома располагаются рядом.


К сожалению эта фотография не моя:), нашла в интернете.


Другой своей стороной дом смотрит на Москва-реку. За рекой здания бывшего "Товарищества Эйнем" (сладкой фабрики "Красный Октябрь"; сейчас там нет фабрики, там сейчас организован выставочный центр, я об этом писала вот тут). Фотографии Дома и фабрики прошлогодние. Была там буквально на днях, снимать не захотелось:((( Весь фронтон бывшего "Красного Октября" завешан рекламными плакатами. Уродуют все. Не поднялась рука фотографировать. Лучше смотрите на эту фотографию, сделанную в октябре прошлого года.



Сегодня на очень красивый дом Перцова смотрит наш монстрик Петр I Церетели. Смотрит и грустит:) Сколько лет он еще простоит? Монстрика я показывала тут и тут.



С борта пароходика Дом Сказка выглядит как игрушечный кукольный домик.


А с другой стороны реки вообще смотрится как кукольное царство. Эта фотография, увы, тоже не моя. Но она мне нравится, и я ей завершаю свою экскурсию:)))
В этот раз фотографий ОЧЕНЬ много. Извиняюсь:))) Но уж очень мне этот дом нравится.




p/s Кстати, фамилия владельцев дома все же ПерцОвы, а не ПерцЕвы. Это можно увидеть в справочнике "Москва 1917 г.", стр.380


В последней строке третьего столбца читаем: "ПерцОв Петр Николаевич, инженер путей сообщения":)
А Курсовой переулок носил до 1917 г. название Нижний Лесной переулок:)))Поэтому и адрес у Зинаиды Алексеевны и Петра Николаевича Перцовых указан "Нижний Лесной переулок, дом 1". Вот как много можно узнать, порывшись в интернете, справочниках и путеводителях:))) А на металлической табличке дома ошибка:))), как и в большинстве статей в интернете:)))
Кстати, на этой же странице справочника "Москва 1917 г" записаны и Перловы (владельцы Чайного домика).

Обнимаю!:)
Это был тот самый "сказочный" сюрприз. Еще хотите "про домики"? Не надоело?:)))
Я немного устала, беру паузу. Но обещаю еще написать попозже про дома на Пречистенке. Там такой красивый дом Кекушева:) Напишу. Скоро. Тем более, что мы с Димой там на прошлой неделе проводили "фотоохоту":))Это я так ребенка к архитектуре города приобщаю. И нам так повезло, мы сфотографировали изнутри Академию Художеств. Эх, нас только пусти:))) Мы всех обаЯЯем! Нам столько позволяют...:))) У нас видимо физиономии располагающе-любопытствующие:)))


Акварель Малютина "Дом Зинаиды Алексеевны Перцовой" 1907 г.


Off, он же p/s: Не переквалифицироваться ли мне в управ..., тьфу, экскурсоводы:))))

понедельник, 24 октября 2011 г.

Большой театр в интерьерах истории



Скоро открывается после реконструкции Большой театр.

У него была длительная реконструкция с 2005 г. Свела в коллаж все свои фотографии периода 2006-2011 гг. Каждый раз, проезжая мимо театра, я доставала фотоаппарат:)))
Коллаж кликабелен. Там только мои фотографии.



А еще переношу в блог свою фотопапку "Большой театр". Эти фотографии я вылавливала в сети. На них наша история. Некоторые фотографии 20 в. очень трогательные.
19 век





1902 г.

1903 г.



1910-е гг.





1920-e гг.







1930-е гг.
















1941 г.




9 мая 1945 г.




1950-е гг.




1960-е гг.




1970-е гг. и более старые фотографии.











Вот таким он закрылся в 2005 г.

А потом была реконструкция. Долгая-долгая.







И я каждый раз, проезжая мимо театра, старалась вглядеться, как идет реконструкция. Но что мы видели:)) Только натянутые на фронтон маскировочные плакаты.

На днях он открывается после реконструкции. Обещают что-то фееричное.

Хочу в театр!!!

Я там была в последний раз в 1999 году (в прошлом веке:)))


Пора искать билеты:)