суббота, 20 августа 2011 г.

Архангельское - стены и потолки:)


Вчера я вырвалась в Архангельское.
Я очень люблю эту усадьбу Юсуповых. Но бываю там редко:( К огромному моему сожалению.
Раньше мне не удавалось попасть во Дворец. Сначала он с 1985 г. был закрыт на реставрацию. А потом открылся, но я не могла попасть в рабочие часы. А тут повезло. Открыт. И никого из посетителей. Мы были единственные. Полчаса мы там провели точно. За это время никто не зашел. Так что мы могли насладиться вдоволь тишиной и свободными от посетителей интерьерами. Нам-то хорошо, а вот музею, наверное, не очень. Цены на билеты, кстати, мизерные. Взрослый - 80 р, ребенок 40 р. Чепуха ведь, по московским музейным меркам.

Усадьбу раньше называли русским Версалем. И по праву называли. Она была одним из самых богатых имений России. Основана была в 17 веке и несколько раз меняла хозяев. Самыми известными владельцами Архангельского были Голицыны (при которых начал строиться дворец по проекту французского архитектора де Герна.), а в 1810 г. ее купили Юсуповы. Особый расцвет усадьбы был в годы жизни в ней последних представителей рода Юсуповых - Зинаиды Юсуповой и ее мужа Феликса Сумарокова-Эльстона. Здесь были богатейшая библиотека, коллекция картин западноевропейской живописи, коллекция фарфора. Ну и Дворец, с его шикарными интерьерами, а также французский регулярный парк, дополненный английским парком. Театр, фарфоровое производство, оранжереи, флигели, гроты, арки, анфилады и колонады, садовая скульптура и памятные колонны. Очень богатое поместье. Сюда приезжали 5 российских императоров, поэты и писатели того времени, даже Пушкин был тут:)


Прошли сквозь ворота во внутренний дворик дворца.


Реставрация там идет уже очень долго. Но готовы пока только три помещения.

Они как раз находятся в основном здании дворца. Вход в вестибюль украшают настоящие (аутентичные) светильники времен Юсуповых.




Навстречу нам шла парочка. "Пойдем во дворец? - спросила дама.
"А что там смотреть.Там же ничего нет. Только стены и потолки", - ответила ей подруга:)))



Ну что ж, пошли смотреть стены и потолки:)
Они там отреставрированы замечательно.


Итак, готовы три помещения - Вестибюль, Аванзал и Овальный зал.

Вестибюль выполнен в стиле классицизма с плоскими колоннами-пилястрами и росписями потолка и стен серебристо-серой гризайлью. Такой оттенок получается в результате смешения белой и черной красок.
В вестибюле располагаются скульптуры и макет усадьбы. В нишах над каминами стоят мраморные скульптуры, изображающие героев древнегреческих мифов. У входа в парадные залы — два мраморных изображения собак.





«Кастор и Поллукс».



«Амур и Психея» (копии с античных оригиналов).



Стены и потолки в этом вестибюле выполнены в технике гризайль (рисунок, имитирующий лепнину). В великолепных холодных серых оттенках. Такова была мода времен Юсуповых.


Реставрация проведена очень здорово. Если найти в поиске старые фотографии интерьеров конца 19-начала 20 в, то можно увидеть, что работа проведена идеально.



А какая там люстра! Это все исторические экспонаты, не новодел.



Двустворчатые двери ведут в Аванзал и затем в овальный зал.



Вестибюль в конце 19 в.




В Аванзале отреставрированы две деревянные лестницы, украшенные статуями и декоративной беседкой, расположенные по обе стороны помещения и ведущих на второй этаж. Сейчас беседка просто подсвечивается светильниками, а потом этот проем займет скульптура с амурчиком, которая и стояла там раньше.




И вот мы входим в Овальный зал, где проходили приемы, а сейчас проходят концерты классической музыки. Двусветный (два уровня окон) Овальный зал - композиционный центр дворца.



Какой тут потолок! Зал увенчан куполом, расписанным в виде кессонов, что еще больше усиливает ощущение сферичности. Кессоны выполнены желтой краской и кажутся позолоченными.


В центре купола находится панно с изображением парящих в облаках Амура и Психеи работы французского художника Никола де Куртейля. Очень красивый плафон у этого купола. Все полностью отреставрировано.




В вечернее время зал освещался большой трехъярусной люстрой на 132 свечи и торшерами, расставленными в простенках между колоннами.


Люстра настолько здорово сделана из папье-маше и левкаса (смесь олифы, мела и клея), что производит впечатление золоченой бронзы. Русские мастера начала XIX века с большим мастерством заменяли дорогую бронзу золоченым деревом и левкасом.
Люстры из папье-маше!!! Никогда бы до этого не додумалась. Полное ощущение бронзы.



Вот такой красивый зал с 16 золотисто-желтыми колоннами из искусственного мрамора. С высоких хоров, расположенных над колоннами, звучала когда-то музыка крепостного оркестра, скрытого от глаз зрителя легкой балюстрадой. В начале 80-х гг мне довелось побывать на подобных хорах в усадьбе Барятинских Марьино. Незабываемые впечатления. Расскажу потом. Моя любовь к русским усадьбам пошла оттуда. Из Марьино. Теперь, когда пересматриваю "Мой ласковый и нежный зверь" (с музыкой невыносимой тоски Е.Дога), то вспоминаю Марьино. Как символ русской усадьбы. Сюда бы музыку из фильма поставить, ту, которой начинается и завершается фильм.



Старинные зеркала, в которых отражается люстра.


Колонны из искусственного мрамора и торшеры. Кресла из карельской беоезы, изготовленные крепостными. Вот цвет обивки кресел изменили. Раньше она была золотистая, а сейчас холодно-голубых оттенков. И деревянные каминные панели обтянули голубым шелком.


А какие росписи под потолком.




Очень красивые росписи полуциркульных арок над дверями.
С двух сторон к залу примыкают анфилады парадных комнат. Над ними три панно с аллегориями музыки, живописи и скульптуры.



Овальный зал в конце 19 в.



Овальный зал 21 в.




А это двери в парк. О нем в следующем посте.








Мы очень обаятельные посетители:) и нам показали то, что еще не видел никто, кроме сотрудников и реставраторов.
Это реставрация Столовой.


Вот, что можно прочитать о Столовой (Египетский зал) на сайте музея. "По художественному оформлению и обстановке зал необычен. Росписи стен выполнены желто-розовой гризайлью и воспроизводят стилизованные изображения египетских богов. В виде фигур египтянок выполнены канделябры из черной и золоченой бронзы.К столовой примыкает буфетная, за окном которой неожиданно возникает уголок парка. Это впечатление создает живописная фреска на задней стене.По колоннаде из кухонного флигеля слуги приносили в буфетную кушанья и затем через окно подавали их к столу, который вносили в зал во время парадных обедов. Званые обеды сопровождались игрой крепостных музыкантов, размещавшихся на галерее. Убранство зала на протяжении XIX века несколько раз менялось.В простенках между окон — зеркала и консольные столики из чинары, выполненные в 30-х годах прошлого столетия. Березовая мебель более поздняя — 60-х годов XIX века. Зал освещался четырьмя золочеными люстрами с легким хрустальным убором, работы русских мастеров. На горках яркие декоративные китайские и японские вазы XVIII—XIX веков. В витринах посуда русских и зарубежных заводов.
И вот такая фотографиях столовой там приведена.




Вот такая экскурсия во Дворец имения Архангельское. В парк пойдем тоже скоро. Обработаю фотографии и напишу.




Итог, дама была права:))) Ничего кроме стен и потолков:) Ничего.
Ну да, "стульев из дворца" почти не было:) Они ждут окончания реставрации в запасниках музея. Но стены и потолки великолепны! Стоит посмотреть. Тем более, что как нам сказали, с сентября дворец опять закрывается на реставрацию.



Современные фотографии и эмоции мои, исторические изображения и данные взяты из публичных источников(книг и интернета):)

пятница, 19 августа 2011 г.

О парке усадьбы Архангельское


Напишу все-таки. А то потом навалится "проза жизни", и все забудется и отодвинется надолго.
Парк Архангельского замечательный. Но в этот раз я провела там совсем мало времени. И как-то так получилось, что уже только дома я поняла, что основное осталось "за кадром". В этот раз я привезла оттуда только фотографии партера парка. А все остальное (Колоннада, смотровая площадка, церковь, конторский флигель, театр Гонзаго, дом для приезжающих и все-все-все остальное в этот раз на фотографиях отстутвует:(((.
Оправдывет меня только то, что я была поглощена Дворцом и то, что была подчинена строгому временному лимиту. Цигель, цигель, ай-лю-лю:))) Обидно... Думала, что может вырвемся еще раз на этой неделе, но зарядившие в Подмосковье дожди не оставляют мне надежды.
Поэтому сегодня я покажу только партер парка. А вернувшись в Москву буду с утроенной силой искать свои фотокарты, на которых записаны мои предыдущие посещения Архангельского. Так что Колонада и прочее за мной:)

Сегодня мало слов. Много фотографий:))).

Регулярная часть парка, включившая в себя и старый «французский» сад Голицыных, была создана в основном в конце 18 века. У парка Архангельского была строгая композиция - боскеты, партеры, симметрично расставленные скульптуры, фигурная стрижка деревьев. Все это черты, присущие так называемому регулярному, или французскому, парку.

Верхняя, или малая, терраса парка, примыкающая к дому, и сегодня делится центральной дорожкой на два небольших симметричных партера. Они окружены вековыми лиственницами.



Параллельно центральной оси верхней террасы проходят две боковые дорожки. Тут на фоне зелени выделяются мраморные гермы — Юпитер, Венера, Меркурий и др.








На балюстраде верхней террасы расставлены вазы и скульптуры. Отсюда открывается живописный вид на большой партер и вторую террасу парка.



Лестница, которая ведет на вторую террасу, обрамлена скульптурами в виде женских фигур, изображений пантер и собак. Лестница спускается к небольшому фонтану с мраморными скамьями вокруг. Эти скамьи - копии с версальских скамей.










Лестница украшена скульптурой. Это четыре аллегории стран света и львы, стоящие на широком барьере, окаймляющем спуск.

Стена центральной террасы с входами, закрытыми решеткой, у подножия лестницы образует грот.




Отсюда хорошо видна высокая подпорная стена террасы, украшенная бюстами римских императоров, греческих героев и полководцев. Эта стена протянулась почти на 150 метров.







И вот большой партер. Именно ему более всего обязан парк распространенным эпитетом «подмосковный Версаль».



Огромный прямоугольник партера (240 X 70 метров)- самая старая часть парка.
Раньше он заканчивался огромным цветником и фонтаном. По краям партера размещались две старинные оранжереи 18 в.- Лимонная и Орхидейная. После их разрушения и строительства на их месте в 1934—1937 годах двух корпусов санатория Министерства обороны, цветник и фонтан также были ликвидированы, а мраморные статуи переставлены на другое место. А в конце партера образовалась так называемая "смотровая площадка". Ее белые колонны бордюра видны на снимке. Санаторий был построен в первой половине 1930-х гг и, в принципе, не так плохо вписался в ансамбль. Его классические корпуса не очень выделяются. Те, кто не в курсе, даже думают, что он размещается в старинных корпусах. Если не приближаться близко, то корпуса выглядят, действительно, почти аутентичными:))) Удивляет только одно. Они практически встроены в партер. То есть вы выходите из корпуса и практически на партере. Поэтому слегка напрягают отдыхающие в растянутых трениках и шлепках:) Как-то не вяжутся с мраморными скульптурами:)))





В парке есть несколько небольших руинных арок. Такого рода романтические руины и гроты очень часто встречались в пейзажных парках 18 века. Кроме этих скромных руин в Архангельском были построены большие руинные «Римские ворота», не сохранившиеся до наших дней. Они были разобраны в 1930-е гг.





Французский регулярный парк дополняется в Архангельском классическим английским парком. В парке помимо скульптуры много памятных колонн, посвященных посещениям усадьбы российскими императорами, а также мемориал, посвященный Екатерине II.








И еще справа от Дворца располагаются две особые скульптуры.
Одна из них памятник А.С.Пушкину, посещавшему Архангельское. Он установлен в 1903 г.


А неподалеку от него, стоит бронзовая скульптура "Скорбящий гений". Эту бронзовую фигуру скульптора Барта княгиня Зинаида Юсупова привезла в 1905 г из Германии. Она не сразу заняла свое место в парке. Установлена она была после трагической смерти на дуэли ее старшего сына Николая в 1908 г. Ее потом корили за приобретение этой фигуры:(.



Взвращаемся к Дворцу и смотрим на мраморных львов, охраняющих входы. Анфилада комнат Дворца была выстроена так, что при открытых дверях южного и северного входа всквозную просматривался парк. Так же просматривался парк и сквозь анфиладу комнат с запада на восток. А входы охраняли мраморные львы и сфинксы. У них удивительно добрые морды:)



Эти добрые морды усилены стволами от пушек:)



А какие милые эти сфинксы, с женскими лицами, в ожерельях и платочках:)



Этот лев, охраняет вход в парадную столовую (Египетский зал), реставрацию которой я показывала вам в прошлом посте. Обратите внимание на колоннаду, которая соединяет Дворец и кухонный флигель.



Она еще реставрируется. По этой колоннаде носили готовые блюда из кухонного флигеля в столовую.



Ну вот, такой сегодня рассказ о Дворце и партере парка Архангельского. Остальное позже. Пожелайте мне найти мои флешки и карты памяти:(((







p/s О Зинаиде Юсуповой, Колоннаде, картинах Тьеполо, фарфоре Архангельского и театре Гонзаго в следующий раз.


Франсуа Фламенг "Зинаида Юсупова с сыновьями в Архангельском" 1894 г.