«В нашем городе чересчур много жителей, чересчур много приезжих, чересчур много машин, все куда-то спешат, все куда-то опаздывают, всюду толкотня, давка, очереди, но все равно я люблю этот город, это мой город, это очень хороший город» (с) "Служебный роман"
пятница, 19 августа 2011 г.
О парке усадьбы Архангельское
Напишу все-таки. А то потом навалится "проза жизни", и все забудется и отодвинется надолго.
Парк Архангельского замечательный. Но в этот раз я провела там совсем мало времени. И как-то так получилось, что уже только дома я поняла, что основное осталось "за кадром". В этот раз я привезла оттуда только фотографии партера парка. А все остальное (Колоннада, смотровая площадка, церковь, конторский флигель, театр Гонзаго, дом для приезжающих и все-все-все остальное в этот раз на фотографиях отстутвует:(((.
Оправдывет меня только то, что я была поглощена Дворцом и то, что была подчинена строгому временному лимиту. Цигель, цигель, ай-лю-лю:))) Обидно... Думала, что может вырвемся еще раз на этой неделе, но зарядившие в Подмосковье дожди не оставляют мне надежды.
Поэтому сегодня я покажу только партер парка. А вернувшись в Москву буду с утроенной силой искать свои фотокарты, на которых записаны мои предыдущие посещения Архангельского. Так что Колонада и прочее за мной:)
Сегодня мало слов. Много фотографий:))).
Регулярная часть парка, включившая в себя и старый «французский» сад Голицыных, была создана в основном в конце 18 века. У парка Архангельского была строгая композиция - боскеты, партеры, симметрично расставленные скульптуры, фигурная стрижка деревьев. Все это черты, присущие так называемому регулярному, или французскому, парку.
Верхняя, или малая, терраса парка, примыкающая к дому, и сегодня делится центральной дорожкой на два небольших симметричных партера. Они окружены вековыми лиственницами.
Параллельно центральной оси верхней террасы проходят две боковые дорожки. Тут на фоне зелени выделяются мраморные гермы — Юпитер, Венера, Меркурий и др.
На балюстраде верхней террасы расставлены вазы и скульптуры. Отсюда открывается живописный вид на большой партер и вторую террасу парка.
Лестница, которая ведет на вторую террасу, обрамлена скульптурами в виде женских фигур, изображений пантер и собак. Лестница спускается к небольшому фонтану с мраморными скамьями вокруг. Эти скамьи - копии с версальских скамей.
Лестница украшена скульптурой. Это четыре аллегории стран света и львы, стоящие на широком барьере, окаймляющем спуск.
Стена центральной террасы с входами, закрытыми решеткой, у подножия лестницы образует грот.
Отсюда хорошо видна высокая подпорная стена террасы, украшенная бюстами римских императоров, греческих героев и полководцев. Эта стена протянулась почти на 150 метров.
И вот большой партер. Именно ему более всего обязан парк распространенным эпитетом «подмосковный Версаль».
Огромный прямоугольник партера (240 X 70 метров)- самая старая часть парка.
Раньше он заканчивался огромным цветником и фонтаном. По краям партера размещались две старинные оранжереи 18 в.- Лимонная и Орхидейная. После их разрушения и строительства на их месте в 1934—1937 годах двух корпусов санатория Министерства обороны, цветник и фонтан также были ликвидированы, а мраморные статуи переставлены на другое место. А в конце партера образовалась так называемая "смотровая площадка". Ее белые колонны бордюра видны на снимке. Санаторий был построен в первой половине 1930-х гг и, в принципе, не так плохо вписался в ансамбль. Его классические корпуса не очень выделяются. Те, кто не в курсе, даже думают, что он размещается в старинных корпусах. Если не приближаться близко, то корпуса выглядят, действительно, почти аутентичными:))) Удивляет только одно. Они практически встроены в партер. То есть вы выходите из корпуса и практически на партере. Поэтому слегка напрягают отдыхающие в растянутых трениках и шлепках:) Как-то не вяжутся с мраморными скульптурами:)))
В парке есть несколько небольших руинных арок. Такого рода романтические руины и гроты очень часто встречались в пейзажных парках 18 века. Кроме этих скромных руин в Архангельском были построены большие руинные «Римские ворота», не сохранившиеся до наших дней. Они были разобраны в 1930-е гг.
Французский регулярный парк дополняется в Архангельском классическим английским парком. В парке помимо скульптуры много памятных колонн, посвященных посещениям усадьбы российскими императорами, а также мемориал, посвященный Екатерине II.
И еще справа от Дворца располагаются две особые скульптуры.
Одна из них памятник А.С.Пушкину, посещавшему Архангельское. Он установлен в 1903 г.
А неподалеку от него, стоит бронзовая скульптура "Скорбящий гений". Эту бронзовую фигуру скульптора Барта княгиня Зинаида Юсупова привезла в 1905 г из Германии. Она не сразу заняла свое место в парке. Установлена она была после трагической смерти на дуэли ее старшего сына Николая в 1908 г. Ее потом корили за приобретение этой фигуры:(.
Взвращаемся к Дворцу и смотрим на мраморных львов, охраняющих входы. Анфилада комнат Дворца была выстроена так, что при открытых дверях южного и северного входа всквозную просматривался парк. Так же просматривался парк и сквозь анфиладу комнат с запада на восток. А входы охраняли мраморные львы и сфинксы. У них удивительно добрые морды:)
Эти добрые морды усилены стволами от пушек:)
А какие милые эти сфинксы, с женскими лицами, в ожерельях и платочках:)
Этот лев, охраняет вход в парадную столовую (Египетский зал), реставрацию которой я показывала вам в прошлом посте. Обратите внимание на колоннаду, которая соединяет Дворец и кухонный флигель.
Она еще реставрируется. По этой колоннаде носили готовые блюда из кухонного флигеля в столовую.
Ну вот, такой сегодня рассказ о Дворце и партере парка Архангельского. Остальное позже. Пожелайте мне найти мои флешки и карты памяти:(((
p/s О Зинаиде Юсуповой, Колоннаде, картинах Тьеполо, фарфоре Архангельского и театре Гонзаго в следующий раз.
Франсуа Фламенг "Зинаида Юсупова с сыновьями в Архангельском" 1894 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий