«В нашем городе чересчур много жителей, чересчур много приезжих, чересчур много машин, все куда-то спешат, все куда-то опаздывают, всюду толкотня, давка, очереди, но все равно я люблю этот город, это мой город, это очень хороший город» (с) "Служебный роман"
суббота, 20 августа 2011 г.
Архангельское - стены и потолки:)
Вчера я вырвалась в Архангельское.
Я очень люблю эту усадьбу Юсуповых. Но бываю там редко:( К огромному моему сожалению.
Раньше мне не удавалось попасть во Дворец. Сначала он с 1985 г. был закрыт на реставрацию. А потом открылся, но я не могла попасть в рабочие часы. А тут повезло. Открыт. И никого из посетителей. Мы были единственные. Полчаса мы там провели точно. За это время никто не зашел. Так что мы могли насладиться вдоволь тишиной и свободными от посетителей интерьерами. Нам-то хорошо, а вот музею, наверное, не очень. Цены на билеты, кстати, мизерные. Взрослый - 80 р, ребенок 40 р. Чепуха ведь, по московским музейным меркам.
Усадьбу раньше называли русским Версалем. И по праву называли. Она была одним из самых богатых имений России. Основана была в 17 веке и несколько раз меняла хозяев. Самыми известными владельцами Архангельского были Голицыны (при которых начал строиться дворец по проекту французского архитектора де Герна.), а в 1810 г. ее купили Юсуповы. Особый расцвет усадьбы был в годы жизни в ней последних представителей рода Юсуповых - Зинаиды Юсуповой и ее мужа Феликса Сумарокова-Эльстона. Здесь были богатейшая библиотека, коллекция картин западноевропейской живописи, коллекция фарфора. Ну и Дворец, с его шикарными интерьерами, а также французский регулярный парк, дополненный английским парком. Театр, фарфоровое производство, оранжереи, флигели, гроты, арки, анфилады и колонады, садовая скульптура и памятные колонны. Очень богатое поместье. Сюда приезжали 5 российских императоров, поэты и писатели того времени, даже Пушкин был тут:)
Прошли сквозь ворота во внутренний дворик дворца.
Реставрация там идет уже очень долго. Но готовы пока только три помещения.
Они как раз находятся в основном здании дворца. Вход в вестибюль украшают настоящие (аутентичные) светильники времен Юсуповых.
Навстречу нам шла парочка. "Пойдем во дворец? - спросила дама.
"А что там смотреть.Там же ничего нет. Только стены и потолки", - ответила ей подруга:)))
Ну что ж, пошли смотреть стены и потолки:)
Они там отреставрированы замечательно.
Итак, готовы три помещения - Вестибюль, Аванзал и Овальный зал.
Вестибюль выполнен в стиле классицизма с плоскими колоннами-пилястрами и росписями потолка и стен серебристо-серой гризайлью. Такой оттенок получается в результате смешения белой и черной красок.
В вестибюле располагаются скульптуры и макет усадьбы. В нишах над каминами стоят мраморные скульптуры, изображающие героев древнегреческих мифов. У входа в парадные залы — два мраморных изображения собак.
«Кастор и Поллукс».
«Амур и Психея» (копии с античных оригиналов).
Стены и потолки в этом вестибюле выполнены в технике гризайль (рисунок, имитирующий лепнину). В великолепных холодных серых оттенках. Такова была мода времен Юсуповых.
Реставрация проведена очень здорово. Если найти в поиске старые фотографии интерьеров конца 19-начала 20 в, то можно увидеть, что работа проведена идеально.
А какая там люстра! Это все исторические экспонаты, не новодел.
Двустворчатые двери ведут в Аванзал и затем в овальный зал.
Вестибюль в конце 19 в.
В Аванзале отреставрированы две деревянные лестницы, украшенные статуями и декоративной беседкой, расположенные по обе стороны помещения и ведущих на второй этаж. Сейчас беседка просто подсвечивается светильниками, а потом этот проем займет скульптура с амурчиком, которая и стояла там раньше.
И вот мы входим в Овальный зал, где проходили приемы, а сейчас проходят концерты классической музыки. Двусветный (два уровня окон) Овальный зал - композиционный центр дворца.
Какой тут потолок! Зал увенчан куполом, расписанным в виде кессонов, что еще больше усиливает ощущение сферичности. Кессоны выполнены желтой краской и кажутся позолоченными.
В центре купола находится панно с изображением парящих в облаках Амура и Психеи работы французского художника Никола де Куртейля. Очень красивый плафон у этого купола. Все полностью отреставрировано.
В вечернее время зал освещался большой трехъярусной люстрой на 132 свечи и торшерами, расставленными в простенках между колоннами.
Люстра настолько здорово сделана из папье-маше и левкаса (смесь олифы, мела и клея), что производит впечатление золоченой бронзы. Русские мастера начала XIX века с большим мастерством заменяли дорогую бронзу золоченым деревом и левкасом.
Люстры из папье-маше!!! Никогда бы до этого не додумалась. Полное ощущение бронзы.
Вот такой красивый зал с 16 золотисто-желтыми колоннами из искусственного мрамора. С высоких хоров, расположенных над колоннами, звучала когда-то музыка крепостного оркестра, скрытого от глаз зрителя легкой балюстрадой. В начале 80-х гг мне довелось побывать на подобных хорах в усадьбе Барятинских Марьино. Незабываемые впечатления. Расскажу потом. Моя любовь к русским усадьбам пошла оттуда. Из Марьино. Теперь, когда пересматриваю "Мой ласковый и нежный зверь" (с музыкой невыносимой тоски Е.Дога), то вспоминаю Марьино. Как символ русской усадьбы. Сюда бы музыку из фильма поставить, ту, которой начинается и завершается фильм.
Старинные зеркала, в которых отражается люстра.
Колонны из искусственного мрамора и торшеры. Кресла из карельской беоезы, изготовленные крепостными. Вот цвет обивки кресел изменили. Раньше она была золотистая, а сейчас холодно-голубых оттенков. И деревянные каминные панели обтянули голубым шелком.
А какие росписи под потолком.
Очень красивые росписи полуциркульных арок над дверями.
С двух сторон к залу примыкают анфилады парадных комнат. Над ними три панно с аллегориями музыки, живописи и скульптуры.
Овальный зал в конце 19 в.
Овальный зал 21 в.
А это двери в парк. О нем в следующем посте.
Мы очень обаятельные посетители:) и нам показали то, что еще не видел никто, кроме сотрудников и реставраторов.
Это реставрация Столовой.
Вот, что можно прочитать о Столовой (Египетский зал) на сайте музея. "По художественному оформлению и обстановке зал необычен. Росписи стен выполнены желто-розовой гризайлью и воспроизводят стилизованные изображения египетских богов. В виде фигур египтянок выполнены канделябры из черной и золоченой бронзы.К столовой примыкает буфетная, за окном которой неожиданно возникает уголок парка. Это впечатление создает живописная фреска на задней стене.По колоннаде из кухонного флигеля слуги приносили в буфетную кушанья и затем через окно подавали их к столу, который вносили в зал во время парадных обедов. Званые обеды сопровождались игрой крепостных музыкантов, размещавшихся на галерее. Убранство зала на протяжении XIX века несколько раз менялось.В простенках между окон — зеркала и консольные столики из чинары, выполненные в 30-х годах прошлого столетия. Березовая мебель более поздняя — 60-х годов XIX века. Зал освещался четырьмя золочеными люстрами с легким хрустальным убором, работы русских мастеров. На горках яркие декоративные китайские и японские вазы XVIII—XIX веков. В витринах посуда русских и зарубежных заводов.
И вот такая фотографиях столовой там приведена.
Вот такая экскурсия во Дворец имения Архангельское. В парк пойдем тоже скоро. Обработаю фотографии и напишу.
Итог, дама была права:))) Ничего кроме стен и потолков:) Ничего.
Ну да, "стульев из дворца" почти не было:) Они ждут окончания реставрации в запасниках музея. Но стены и потолки великолепны! Стоит посмотреть. Тем более, что как нам сказали, с сентября дворец опять закрывается на реставрацию.
Современные фотографии и эмоции мои, исторические изображения и данные взяты из публичных источников(книг и интернета):)
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий